Интеллект ребенка станет расти прямо на глазах, если родители будут:

  • играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т.п.);
  • предъявлять систему запретов, напоминать ребенку правила, которые ему сообщили;
  • не стремиться сразу удовлетворять все потребности ребенка.

Для развития обучаемости родители должны:

  • чаще задавать ребенку вопросы;
  • разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорить ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • на прогулке задавать задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорить ребенку о том, что ждете его;
  • не бросать начатое дело, доводить его до конца;
  • обсуждать с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

Как отвечать на детские вопросы?

Дети, часто задавая взрослым вопросы: почему, зачем, как, - ждут на них готовых ответов. Но важно помнить, что познавательное развитие ребенка будет не тогда, когда вы сразу же попытаетесь дать «вразумительный» ответ, а если подумаете, осмыслите вопрос и решите, как и когда ответить.

  • Не спешите отвечать на заданный вопрос, даже если вы знаете ответ на него. Спросите у ребенка, что он сам думает об этом. После ответа ребенка выскажите свое предположение по этому вопросу.
  • Ваши предположения могли совпасть. Но ведь это не значит, что вы нашли ответ на вопрос. Следовательно, стоит узнать еще у кого-нибудь: родственников, друзей. Чтобы не запутаться, можно сфотографировать или нарисовать портрет отвечающего и записать его ответ.
  • Ответов много, но нужен один! Предложите ребенку сделать выбор. Обязательно зафиксируйте, чей ответ выбран.
  • Кажется, что цель достигнута – ребенок получил ответ на вопрос. Но ответ необходимо проверить. Вы спросите: как?
  • Не спешите показать ребенку, где можно найти правильный ответ. Спросите для начала его об этом. Если вы видите, что ваш вопрос вызывает затруднение, расскажите, при помощи чего можно узнать, правильный ли ответ выбрал ребенок: энциклопедии, Интернет и т.д. Огромная просьба: не останавливайтесь только на Интернете. Если мы хотим, чтобы наши дети росли образованными, думающими, познавательно активными, стоит адресовать их к книгам.
  • В какой книге и как искать информацию – надо показывать и рассказывать. Как правило, дети еще не умеют читать, а если умеют, мелкий шрифт в содержании познавательных книг прочитать сложно, поэтому необходима помощь взрослых.
  • Если родители вместе с детьми нашли ответ на вопрос, нужно сравнить его с тем ответом, который был выбран. Если ответь» оказались одинаковыми, надо помочь сделать пометку об этом. Если нет - записать правильный ответ, проговорить его еще раз.
  •  Нужно спросить у ребенка, где и с кем он может поделиться полученной информацией, предложить оформить все этапы совместной деятельности в альбом - это будет настоящий проект.
  • Если ребенок ходит в детский сад, пусть он принесет проект в группу, поделится с друзьями и взрослыми новой информацией - это будет его первая презентация.

Все это важная подготовка к школе:

  • Выполняя домашние задания, дети смогут ориентироваться в потоке информации, поиске ответов не только на поставленные учителем вопросы, но и на свои собственные. К родителям они будут обращаться в тех случаях, когда самим справиться сложно.
  • Страх перед выходом к доске будет минимальным. Ведь, освоив навыки презентации своих проектов, выйти к доске и рассказать выученный урок перед одноклассниками ребенку не составит труда.
  • Ребенок обязательно найдет себе друзей, поскольку он знает много интересного и готов этим поделиться, не стесняется задавать вопросы о том, что его заинтересовало.

Задача родителей в поддержке ребенка:

  • не быть излишне критичными;
  • не критиковать, не ругать ребенка громко, при всех;
  • не сравнивать достижения ребенка с результатами деятельности сверстников;
  • оказывать ребенку помощь, не отказывать в просьбах, но и не мешать проявлениям самостоятельности;
  • не ограничивать его общение со сверстниками;
  • если ребенок часто болеет, пропускает детский сад - находить возможности для организации его встреч с друзьями в выходные дни;
  • помогать ребенку приобретать новых друзей во время летнего отдыха.

В 5-6 лет начинает складываться детская личность, развивается важнейшая личностная черта - нравственность. Он начинает понимать моральные нормы: не драться, слушаться, дружить, принимать в игру, угощать, помогать младшим, не обзываться, не врать и т. д.

Важно помнить, что овладение и применение в общении со сверстниками моральных норм и правил определяет статусное положение ребенка. Для этого родители должны как можно больше общаться со своим ребенком, стараться подавать хороший пример, создавать благоприятную атмосферу в семье, завести и поддерживать семейные традиции, укреплять семейное единство.

По материалам "Учительской газеты"